Российская газета,
12 мая 2000 г.
Без страха, но с упреком 621 просмотр
Если вместо договора о лечении в платной клинике вам предлагают оформить страховой полис — не спешите давать согласие. Получить бесплатную, но качественную медицинскую помощь у нас становится все более проблематичным. Но хуже всего то, что зачастую даже уплата кругленькой суммы не гарантирует нас от вольных или невольных ошибок, допускаемых медицинскими работниками при лечении.
А доказать свою правоту пациенту, не имеющему медицинского образования, если он сомневается в качестве оказанной ему помощи, неимоверно сложно. В какой-то мере защитой может служить договор на оказание медицинских услуг, заключенный до начала курса лечения, операции. Ведь в нем оговаривается и конкретная программа действий медицинского персонала, и конкретная сумма за лечение. Но далеко не все клиники, оказывающие платную медицинскую помощь, оформляют такие договоры правильно, с учетом интересов пациента. Нередко договор не заключается вовсе. Например, пациенту В., обратившемуся в известную столичную офтальмологическую клинику, было сказано, что ему будет произведена операция. Но когда дело дошло до оплаты — ему предложили оформить... страховку. Ему вручили полис и программу добровольного медицинского страхования, а также квитанцию за внесенные деньги. Самое интересное началось позже, когда после операции В. не почувствовал улучшения зрения. Тут-то и выяснилось, что клиника не принимает от него никаких претензий, и денег за неудачную операцию возвращать не собирается. Прокомментировать ситуацию мы попросили юриста КонфОП Светлану Завидову. — В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что лежит в основе договора страхования. "Программа добровольного медицинского страхования определяет перечень услуг, организацию и оплату которых в пределах страховой суммы Страховщик гарантирует Страхователю/Застрахованному, при возникновении страхового случая..." В то же время страховым случаем является обращение в медицинское учреждение при: 1) остром заболевании, обострении хронического заболевания и т.д.; 2) осложнениях, возникших в результате и/или как следствие медицинских услуг, полученных при подобном обращении. При этом любой заключаемый договор страхования предполагает наличие некоторого страхового риска (ст. 9 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. — В нашем случае, когда договор страхования заключается после того, как человек обратился за помощью и согласился на операцию, страховой случай уже наступил еще до того, как был заключен договор. Второе. Соотношение размеров страховой суммы (то есть стоимость услуг, на которые имеет право застрахованный в случае наступления страхового случая) и страховая премия (та сумма, что платит застрахованный страховой компании), мягко говоря, наводит на размышления. В полисе В. написано черным по белому: страховая сумма равна 3308 рублям, а страховая премия — 3150 рублей. При этом, хотя это и не зафиксировано, а значит, и трудно доказать, человек фактически платил не 3150 (размер страховой премии), а 3308 (размер страховой суммы). Естественно, что человек, пришедший на операцию, к тому же плохо видящий, вряд ли обратит внимание на то, что в квитанции стоит не та сумма. А если и заметит, то все можно объяснить непроизвольной ошибкой... Третье. Отношения с самим центром помимо записей в медицинских картах никаким образом не оформляются. По сути, заключается договор платной услуги, регулируемой Гражданским кодексом РФ и Законом РФ "О защите прав потребителей". Однако это никак не фиксируется, а оформляется договор "добровольного" медицинского страхования. Итак, если использовать юридическую терминологию, перед нами притворная сделка. То есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку (ст. 170 ГК РФ). Притворная сделка является ничтожной, то есть недействительной. Конечно же, основная цель оформления отношений с пациентом посредством выдачи страхового полиса — уход от налогов. Но нас больше интересует, что в результате получает пациент? Подменив природу заключаемой сделки, человека лишают возможности в случае неблагоприятного исхода операции предъявить клинике требования, предусмотренные Законом "О защите прав потребителей". Нет, конечно, он сможет предъявить требование о возмещении вреда здоровью, но возвратить уплаченную за операцию сумму уже сложно, ведь услуга-то оказывалась для него "бесплатно". Как же с этим бороться? В первую очередь, конечно, нужно еще и еще раз напоминать людям: внимательно читайте документы, которые предлагают вам подписать. А если уж попали в подобную ситуацию, то не бойтесь обращаться в суд. Самое главное — доказать, что вы исходили из того, что платите за операцию. Да и все признаки притворности заключенной сделки налицо. А еще не помешает обратиться с заявлением о недобросовестности поведения медицинского учреждения и страховой компании в налоговую полицию и в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.
Вся пресса за 12 мая 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
10 октября 2025 г.

|
|
ГТРК Кубань, 10 октября 2025 г.
Больше страховых возмещений стали выплачивать на Кубани

|
|
РБК.Черноземье, 10 октября 2025 г.
Выплаты по агрострахованию в Черноземье достигли почти 500 млн руб.

|
|
ГТРК Кострома, 10 октября 2025 г.
Костромичка стала жертвой мошенников при попытке получить электронный полис ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 октября 2025 г.
Рынок коммерческого страхования становится все более благоприятным для покупателей

|
|
ЮГА.ру, Краснодар, 10 октября 2025 г.
Регионы Северного Кавказа вышли в лидеры по мошенничеству с ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 октября 2025 г.
Южнокорейские страховщики конкурируют за эксклюзивные ниши — от деменции до задержек метро

|
|
Российская газета онлайн, 10 октября 2025 г.
Основные различия между полисами ОМС и ДМС. Что нужно знать

|
|
auto.mail.ru, 10 октября 2025 г.
Названы регионы с повышенным риском мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Business FM Кубань, 10 октября 2025 г.
На «Финополисе» рассказали о грядущих изменениях в ОСАГО

|
|
Реальное время, Казань, 10 октября 2025 г.
С шестикратным ростом рынка до 66 млрд рублей на пороге реформ ОСАГО и ОМС

|
|
ГТРК Татарстан, 10 октября 2025 г.
Объем страховых премий в Татарстане за 19 лет увеличился на 55 млрд рублей

|
|
Татар-информ, Казань, 10 октября 2025 г.
Татарстан лидирует в ПФО по страховым сборам за первое полугодие

|
|
Интерфакс, 10 октября 2025 г.
РСА отнес 10 регионов РФ к зоне повышенного риска мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«От всех рисков»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«Страховщики — амбассадоры превентивной медицины»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Страховка на час

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Радость клиента — боль страховщика

|
 Остальные материалы за 10 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|